Многие задают этот вопрос, устраивают споры, приводят какие-то аргументы. Одни доказывают, что спасение это дар, поэтому нельзя сделать ничего такого, что приведет к потере от спасения, разве что осознанно отречься от Христа. Другие ссылаются на послание к евреям 6:4-6 (Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему])
Но никто из спорщиков не задается вопросами: что такое спасение, от чего на самом деле спас нас Христос, чем отличается спасенный человек от неспасенного и так далее. То есть, на самом деле спор идет не вокруг сути и настоящего спасения, а какого-то названия, которое присваивают одним людям другие люди. Мол, одни объявили тебя спасенным, затем ты что-то сделал и они объявили тебя потерявшим спасение.
Поэтому выяснение вопроса – можно ли потерять спасение, необходимо разбить на несколько маленьких вопросов и сначала внести ясность в них. И начинать нужно с того, от чего христианин получает спасение.
От чего спасает спасение?
В первые несколько недель новообращенному сообщают массу новой информации – ты спасен от ада, Бог тебя не накажет за грехи, после смерти тебя ждет только хорошее и так далее. В большинстве случаев, все это воспринимается на уровне эмоций – ура-ура, я не пойду в ад, Бог меня не покарает за грехи, меня ждет три вагона благословений сейчас и еще тридцать три после смерти. Проходит год-два и все оказывается не так радужно. Три вагона обещанных благословений нередко превращаются в три несчастья (как человек их воспринимает), потому что у Бога цель не превратить его жизнь в одно сплошное удовольствие, а научить его. Но то, чему учит Бог, оно по сути своей противоречит внутренним настройкам человека. К примеру, заповедь – возлюби ближнего своего. Легко любить ближнего, пока он не делает тебе гадостей. А если ближний постоянно делает их? Если в этом находит удовольствие? Если таким образом самоутверждается? Если иначе не может? И у христианина появляется выбор – или поступить по заповеди и словам Христа, или поступить по своим чувствам. Иначе говоря, победит в нем то, что более реально – Воля Божья, заповеди и слова Христа или его чувства, амбиции и самовосприятие.
Но такая победа на ровном месте не возникает. Принцип – по плодам их узнаете их, никто не отменял. Поэтому такие стрессовые ситуации лишь вскрывают в человеке то, что составляет его суть. Понятно, что сразу и во всем человек измениться не может, это требует времени, усилий и действия Духа Божьего, но общий принцип таков – что у человека внутри, так он и поступает. И если человек честен хотя бы сам с собой, то видит, что не получается у него поступать так, как учил Иисус. Поэтому он старается, борется, давит свои чувства, амбиции и прочее, потому что у него есть Господин, который хочет, чтобы человек поступал иначе. Потому что для него это реальность. Затем приходит Дух Божий (хотя, иногда Он приходит и до того) и начинает менять человека изнутри. И такое изменение продолжается всю жизнь. Именно поэтому апостол Павел писал – совершайте свое спасение. Ведь раздача наград будет по результатам жизни, поэтому только от человека зависит, что ждет его у Бога.
Но, такой подход, на первый взгляд, создает противоречие в библии, ведь с одной стороны спасение по благодати, а тут получается, по делам. На самом деле никакого противоречия нет. Ведь что такое спасение? Это вывод человека из-под закона, из-под наказания, а это уже сделал Иисус на кресте. Проблема лишь в том, что спасение Он предлагает всем, но условие спасения – подчинение и доверие Ему.
Так от чего же спасает Христос? С одной стороны понятно, что такая жертва не может быть ради какой-то ерунды, ведь умер не человек и даже не ангел, а Сын Творца. Но вот подробностей об этом до сих пор не известно. Слова Иисуса о Геенне огненной сказаны о конкретном месте неподалеку от Иерусалима того времени. О городской свалке, куда свозили и сжигали различный мусор. Притча о Богаче и Лазаре опять же рассказана в контексте «геенны огненной». Чтобы лучше понимать всю серьезность ситуации, необходимо вспомнить, что не только у евреев, а и у большинства народов существуют предания о том, что смерть это не конец, а лишь продолжение пути. И воскресение Христа это в полной мере доказало. Я специально не рассматриваю тут книгу «Откровения Иоанна Богослова» и позже поясню почему. В посланиях упоминаются различные варианты развития событий после смерти – и земля сгорит и мертвые оживут; беззаконники будут страдать, а праведники радоваться; но конкретики нет никакой. Отсюда можно сделать лишь два вывода:
1) На самом деле ничего страшного после смерти нет, а христиан лишь запугивают.
2) На самом деле участь тех, кто не получил спасения настолько ужасна, что ее невозможно описать и понять, поэтому необходимы примеры.
Но первый вывод для христиан неприемлем, потому что в этом случае жертва Христа оказывается бессмыслицей. А второй вывод приводит к следующему – благодаря жертве Христа мы уже спасены от чего-то настолько ужасного, что это не то, что описать, а даже понять невозможно. Но так это, или нет, каждый решает самостоятельно, по мере своей веры. Очевидно одно – ТАКУЮ цену Бог бы не стал платить за всякую ерунду. У большинства народов, вне зависимости от религии, существуют предания о загробной жизни. Все это на уровне баек и сказок, но, наличие подобных легенд у самых разных народов заставляет задуматься о том, что подобные предания появились не на пустом месте. В этом свете слова библии о том, что смерть – это всего лишь смерть тела, но не человека, выглядят достаточно убедительно. Но все снова упирается в веру. Либо христианин верит сказанному Христом, причем не только тому, что сейчас удобно применить, либо не верит. Если первое, спасение во Христе – крайне серьезно, потому что избавляет от чего-то ужасного. Если второе, то пока человек жив, бояться ему нечего. А когда умрет, возможности что-либо изменить не будет.
Что такое спасение?
Наиболее ярко спасение описано в евангелии от Матфея
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
(Матф.18:23-35)
Человек был виновен в преступлении и должен был понести наказание. Вместо этого прощение и отсутствие вины, но на определенных условиях. То есть спасение это не халява, попросил и получил. Спасение это условия, приняв которые, человек получает амнистию. Но это в теории. А как на практике? Когда человек получает спасение, он из категории «погибающие» или «идущие в погибель» попадает в категорию «Люди Божьи». Когда это происходит, то в жизнь этого человека, пусть и частично, приходит царство Божье. Приходит мир Божий в сложных ситуациях, приходит понимание необходимости прощения обидчиков, приходит внутренняя потребность поступать по словам Христа. И приходят дары Духа. Не обязательно только те, которые четко описаны в посланиях апостолов. Что такое дары Духа? Это инструмент, который Бог дает нам, чтобы мы служили как людям в церкви, так и людям вне церкви. Это одновременно и инструмент, и сила, и полномочия (власть) и разъяснение, что и как необходимо делать.
Дары для служения
Очень часто христиане впадают в две крайности. Одна «у меня нет никаких даров, у меня ничего не работает как у других, я неправильный и Бог про меня забыл». Другая «я верю, что на мне суперпомазание, что от моего взгляда будут разбегаться бесы, исцеляться больные и каяться грешники». Но реальность такова, что дары даются не для демонстрации крутости христиан, не для их морального самоудовлетворения, а для помощи людям. Реальной помощи реальным людям.
В конце девяностых годов у меня был кризис веры. Я хотел быть со Христом, но не хотел быть в церкви. Потому что устал от бессмысленных и никому не нужных служений, обрядов и прочего. Я хотел чего-то настоящего и живого. Поэтому каждый мой поход в церковь (раз христианин, значит, ОБЯЗАН ходить в церковь) был сродни каторге. Я приходил туда, кое-как выстаивал прославление и пытался не заснуть на проповеди. В одно из таких воскресений я пришел в собрание и заметил, что нет одного из братьев, с которым у меня были приятельские отношения. Узнал от его жены, что он простыл и остался дома болеть. Это дало мне повод сбежать с собрания, потому что на собрании я тратил время впустую, а тут я мог сделать хоть что-то хорошее. Тихонечко сбежав посреди прославления, я поехал к нему домой. Проведал, подбодрил, помолился за него (правда, от этого он не исцелился) и решил вернуться в собрание. Нужно же было показаться там. Прошло несколько месяцев, я устал от таких хождений в церковь и вообще перестал появляться там. При этом в глубине души я хотел быть со Христом, я хотел жить по Его словам и быть в Его царстве. Год или полтора я обходил собрание десятой дорогой. Я почти не молился, редко-редко читал библию, потому что все это я делал и раньше и все это делали христиане вокруг меня. Но все это было мертвым и бессмысленным.
Через какое-то время у меня появилось вдруг желание читать нагорную проповедь (5-6 глава Евангелия от Матфея). И я читал. Слова Христа обличали мою жизнь, но сделать я ничего не мог. Просто потому, что исполнять мертвые обряды, и пытаться спрятаться от пустоты внутри мне надоело. Я хотел настоящего. Того самого, о котором писал пророк.
И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. (Иез.11:19,20)
И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иез.36:24-27)
Я хотел, чтобы жизнь по словам Христа была не от страха попасть в ад, не потому что я в библии прочитал что так надо поступать, а чтобы это шло изнутри. И вот я читал 6 главу евангелия от Матфея. Прочитал текст молитвы «Отче наш», затем следующие два стиха. И меня зацепила фраза – если вы будете прощать людям их грехи, то и Отец Небесный простит вам грехи ваши. Я вдруг понял, что мои грехи, совершенные хоть до, хоть после покаяния, Бога вообще не заботят. Мне не нужно никому доказывать, что я христианин, мне не нужно насильно гнать себя в церковь, даже если я в чем-то ошибусь и сильно нагрешу, это не изменит Его отношения ко мне.
Это понимание изменило мою жизнь. Ведь то, что я не ходил в церковь, давило меня. Как же, христианин обязан ходить в церковь, обязан читать библию, обязан проповедовать и звать людей в собрание, обязан давать десятины, молиться, петь на прославлении и много чего еще. Если же он этого не делает, то отрекается от христианства. И два стиха после молитвы «Отче наш» помогли мне выбраться из этого обмана. Но, мое отношение к собранию от этого не изменилось, поэтому еще год или два я избегал его. Но читал библию и старался поступать по словам Христа. Когда говорили или делали гадости, старался обуздывать свои чувства, старался не просто прощать, но оправдывать этих людей по принципу – они не ведают, что творят.
Спустя какое-то время негатив по отношению к собранию прошел. Ну да, поместная церковь несовершенна, пастор ошибается, люди в церкви вроде читают библию, молятся, но живут двумя параллельными жизнями – одна связана с церковью, другая с бытом, работой, удовольствиями. После пересечения порога церкви у людей меняется взгляд, манера разговора. И я стал задавать Богу простой вопрос – нужно ли мне идти в церковь? Ведь ни пастор, ни люди в церкви ничему новому меня не научат. И Бог ответил. Он сказал – ты им нужен. И я понял, что церковь не только для того, чтобы я там что-то получал, а и для того, чтобы другие могли получать. И я начал посещать собрания. Поскольку я приходил не ради ритуала, служения Богу или обучения, то редко когда оставался дольше прославления. Ведь моя цель была – помогать людям. Служить людям теми дарами, что Бог дал мне. Я приходил в собрание и беседовал с людьми, стараясь понять их жизнь, их цели, их нужды. Если я видел нужду, которую мог восполнить, я делал это. Нередко во время прославления Бог давал мне слово для кого-то и я шел к человеку, чтобы сказать ему то, что открыл мне Бог.
Прошло еще лет 7 или 10, тот брат, к которому я сбежал с собрания, потихоньку ушел из церкви и начал создавать что-то вроде домашней группы. И как-то мы с ним встретились и начали снова общаться, все же много лет были в одной церкви. Однажды он приехал ко мне на работу (я тогда работал сторожем, охранял грузовики) и рассказал, что много лет назад он видел пример настоящего христианства, который помнит до сих пор. И этим примером оказалось то мое посещение. Таким образом, пусть и не вполне понимая, что делаю, я в тот момент совершил служение. И такое служение доступно каждому христианину.
Был интересный случай. Бог дал мне слово для одного из лидеров, но, на мой взгляд, слово было бессмыслицей. Какой-то фразой, которую я уже и не помню и, которая, на мой взгляд, никакого смысла не несла. Но слово было от Бога, поэтому я пошел и сказал. А лидер мне ответил – ты мне принес подтверждение от Бога, причем теми словами, которыми я просил. Поэтому мое служение охватывало как людей в собрании, так и людей вне собрания. Иногда это было пророчество для кого-то, иногда ободрение, а иногда и какие-то домашние работы – заменить кран, починить что-нибудь, что было в моих силах.
У каждого из тех христиан, для которых Иисус стал реальностью, есть что-то для других людей. Что-то, что так или иначе поможет людям. Иногда это какие-то духовные проявления типа пророчества, слова знания, дара исцеления. Но чаще это обычное сострадание и желание помочь. Мебель передвинуть, еду приготовить, поддержать в тяжелой ситуации и так далее.
Еще одно проявление настоящего спасения – Царство Божье в душе человека. Когда происходит что-то, что несет настоящую или мнимую угрозу для человека или его родных и близких, это наполняет душу страхом, отчаянием и другими негативными ощущениями, нередко ведущими к депрессии. Когда приходит царство Божье, такие события не способны наполнить человека депрессией. Потому что для человека Бог как минимум настолько же реален, как и эти события. А учитывая силу и масштабы Бога, для человека дико отчаиваться или впадать в панику, даже если он осознает невозможность никак повлиять на события. Потому что Бог сильней любых обстоятельств и беда может произойти лишь в одном случае – если Он этому позволит.
Как приходит спасение?
Как я уже показал, реальное спасение всегда приводит в жизнь человека Царство Божье. Этим настоящее спасение отличается от придуманного. Но как приходит спасение? Что влияет на возможность спасения? Почему огромное количество христиан десятилетиями ходят в церковь, несут служение, читают библию, но в их жизни нет ни Царства Божьего, ни радости, ни мира?
Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. С одной стороны в библии написано – вера от слышания, а слышание от слова Божьего (Римлянам 10:17), а с другой стороны в евангелиях описано, как люди слышали, но вера не приходила. А вместе с ней не приходило и спасение. Иисус много раз говорил о том, что недостаточно «верить» Ему, недостаточно слушать Его, необходимо исполнять то, что Он говорит. То же самое пишет и апостол Иаков (2 глава 20 и 26 стихи) – вера без дел мертва. Что такое вера? Это когда человек услышал какую-то новость и она стала для него реальней всего остального. К примеру, услышал человек, что Иисус взял его болезни на Себя и без страха пошел в туберкулезную больницу, лепрозорий или в поселок, охваченный чумой. Потому что для него очевидно – болезни это одно, а слово Бога – совсем другое.
Спасение приходит только через такую веру. Услышал человек, что Иисус взял на себя все его грехи и вдруг понял – это так и есть. И не важно, что было в его прошлом, был ли он вором, насильником, убийцей, каннибалом, сатанистом. Все это не актуально для него, потому что ВСЕ его грехи уже взял на Себя Иисус. У такой веры есть отличительная черта – она растет как в плане силы, так и в плане информации. Сначала человек понимает – Иисус умер за него, взял все грехи на Себя, спас и оправдал. Чуть позже человек начинает понимать, что вместе с подарками на него свалились и обязанности. К примеру, прощать обидчиков, или помогать нуждающимся. И если человек верит, что это угодно Богу, то подобные поступки становятся его внутренней потребностью. Ведь то, во что он верит, более реально, чем его желания, страхи и обиды. Вера растет, но она не дает ему спасения. Ведь подобная вера присуща любой религии – исламу, кришнаизму, буддизму и так далее. Это свойство человеческой психики. А спасение связано с Богом. С Его действием и Его силой. Поэтому как бы ни была велика вера человека, она не влияет на его спасение.
Однажды Иисус сказал - кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан.14:23) вот это и есть спасение. Не вера, а действие Божье, которое Бог производит в ответ на веру человека. Спасение нельзя имитировать, нельзя подделать, нельзя заработать или потерять. Ведь сначала Бог посылает к человеку того, кто принесет ему слово (евангелие), затем дает веру и когда человек вживается в эту веру, когда срастается с ней, приходит спасение. Весь процесс может занимать как несколько минут, так и несколько лет.
Отличительной чертой спасения являются праведность, мир и радость в Духе Святом. То есть для человека очевидно, что он был грешником и теперь его цель жизни жить праведно. Чтобы ни происходило вокруг плохого, он знает – Бог сильней и выше любого зла, и даже если зло сможет убить его, никакой беды в этом нет. Потому что для него смерть всего лишь конец служения и место отправления к Богу. И человек понимает, насколько велика жертва Христа, насколько велик его грех перед Богом и насколько неимоверна Божья милость. Все это производит в нем Дух Святой, и это не условие спасения, не путь ко спасению, а результат спасения.
Можно ли потерять спасение?
А дальше у человека возникает выбор – либо идти этим путем, либо отказаться от него. Если он в самом деле пришел ко Христу и получил спасение, то отказаться от этого пути – это то же самое, что добровольно отказаться дышать. Потому что этот путь и есть его суть, его природа. Если же все слова про жертву Христа так и остались на уровне чувств и серьезно человек к ним не отнесся, то со временем жизнь пересилит такое христианство. И это не будет потерей спасения, потому что терять нечего. Потому что игра в христианство так и не привела его ко Христу, а жизнь лишь расставила все по своим местам. Нельзя потерять спасение. Можно узнать, что ты не спасен. Если такое произошло, то необходимо вернуться к началу, вернуться к словам Христа и довериться Ему. И Он придет. Потому что Он это обещал. Если же вместо этого человек выбирает придуманное иллюзорное христианство, то это происходит по одной причине – он так и не узнал ни любви ни милости Божьей.
Спасение, это не награда за усилия, это подарок, которого никто из нас никогда не был достоин и никогда не окажется достойным. Если человек принял условия Христа и получил спасение, то его суть уже переменилась. Да, он может сорваться и пуститься в загул, может начать грешить, может еще что-то делать. Но это не меняет отношения Бога к нему. Потому что он как не был достоин спасения, так и не сделал ничего, чтобы оказаться достойным. Потому что это невозможно. Мы все живем по Его милости. И когда человек это понимает, внутри него производит плоды Царство Божье. И это меняет всю его жизнь. Это разрушает грехи, это наполняет желанием жить праведно, это наполняет силой и мотивом для служения. Как бы не упал человек Христа, внутри него всегда будет жить царство Божье, которое будет поднимать Его. И он, рано или поздно поднимется. Потому что Бог поругаем не бывает.
Поэтому нельзя потерять спасение. Можно лишь узнать, что ты играл в христианство и наконец, наигрался. Если такое произошло – это твой день. Это день в который ты можешь выбрать жизнь. Это день в который ты можешь получить спасение, если пойдешь за Христом, если доверишься Ему.
Комментарий автора: Тема статьи была навеяна спорами на нескольких христианских форумах. Оппоненты приводили различные аргументы, но никто даже не попытался вникнуть в суть проблемы. Поэтому статья раскрывает многие вопросы, связанные с получением спасения, а также возможностью или невозможностью его потерять. Благословений всем вам.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по книге пророка Исайи - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Пророк Исайя отчаянно пытался передать свое ощущение постоянной близости Творца другим. Он хотел поделиться своей верой, наполнить ею сердца своих собратьев, чтобы они могли посмотреть на происходящее его глазами и увидеть духовные причины грядущего Ассирийского порабощения.
Начало болезней - Сергей Пушкар Статья впервые была опубликована 30 октября 2014 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам. Публикую для восстановления статей.
Проза : ПРОБУЖДЕНИЕ - Олег Хуснутдинов Мы постоянно говорим о серьезных вещах, забывая, что рядом кипит жизнь во всех ее проявлениях, и иногда нужно просто улыбаться, радуясь и просветляясь, как утром ранним при пробуждении! Снова утро, снова в жизнь, я - родился! Ура! Вперед, сегодня снова есть место подвигам!!!